Работы

В этом разделе сайта мы постараемся познакомить вас с работами Лилии Александровны Педак, которые входят в действующую Выставку, находящуюся в селе Баштала Усть-Коксинского района Республики Алтай. Представленные композиции выполнены в оригинальной авторской манере, основанной на древних традициях народного творчества. Созданные в последние годы после переезда художника в 2006 году в Республику Алтай, а точнее, в Уймонскую долину, они отличаются стилистической завершенностью, основанной на применении оригинального метода узелкового плетения с элементами аппликации, кружевоплетения и вышивки. Уникальность применяемого метода окончательно оформилась в результате знакомства с национальным колоритом, приемами и техниками мастеров, сохранившихся в древних народных промыслах – основу самобытной алтайской культуры, представляющей собой сплав из наследия разных народов, проживающих на территории современного Алтая, и творческого переосмысления и развития народных традиций. Всё это и нашло проявление в прекрасных работах, вдохновленных природой, историей и верованиями народов, населяющих этот край. Как говорит сама Лилия Александровна: «Я пою Алтай, его красоту, дух и легенды его народов, живущих у подножия величественной Белухи, на берегах Катуни в ожерелье синих гор».

Тематически Выставка состоит из трёх разделов, которые получили названия «Песнь об Алтае», «Русский космизм» и «Радуга детства»

В первый раздел «Песнь об Алтае» вошли композиции, в которых запечатлена неповторимая красота природы Алтая, быт и обычаи народа, населяющего эту землю.

«Перевал Акчан - Куйгук в день солнечного затмения 2008 года»

«Перевал Акчан — Куйгук в день солнечного затмения 2008 года», ткань, нить «макей», шёлковая нить, 68 х 56, 2008 г.

«Перевал Акчан — Куйгук в день солнечного затмения 2008 года», ткань, нить «макей», шёлковая нить, 68 х 56, 2008 г.

Композиция в технике плетения представляет пейзаж местности, в декорациях которой отразилось редкое природное явление;


«Возвращение с охоты. Кастахтинское ущелье»

«Возвращение с охоты. Кастахтинское ущелье», ткань, нить «макей», 100 х 52, 2008 г.

 

В центре композиции – охотник-алтаец верхом на лошади в узкой расщелине среди скал. Композиция в сложной технике объёмной аппликации с элементами плетения.


«Водопад»

«Водопад», ткань, нить «макей», шёлковая нить. 36 х 80, 2008г.

 

Пейзажная композиция в сложной технике объёмной аппликации с элементами плетения представляет горный водопад, в брызгах низвергающийся с высоких скал в озеро. В рисунке скал угадываются силуэты мужчины и женщины, хранителей и держателей горного Алтая.


«Горное пастбище Башталинского ущелья»

«Горное пастбище Башталинского ущелья», ткань, нить «макей», 160 х 60 , 2009г.

 

Панорамная композиция, отразившая местный колорит. Ночной костёр с пастухами, аил, лошади. Стадо овец у скал, в гранитных контурах которых угадываются силуэты женщины в алтайском национальном головном уборе – хранительницы долины в окружении своих помощников: медведя, волка и другой живности. Всё венчает парящий вдалеке силуэт белоснежной Белухи.


«Благодать. Уймонская долина в лучах солнца»

«Благодать. Уймонская долина в лучах солнца». 114х70 (см), 2014 г., ткань с ворсом, фатин, нити: шелк, ирис хлопчатобумажный.

В открытом окне, как в картинной раме, вырисовывается великолепный образ Уймонской долины – величественные горы, белоснежная царственная Белуха и загадочный, почитаемый шаманами Калбан, изгиб полной золотых бликов стремительной Катуни, смиряющей свой бег только под покровом льда и снега, и сбегающие к ней долины и маленькие горные речки.

На бездонно голубом небе оживают образы людей, животных, птиц, сказочных персонажей, целых сюжетов. И, Солнце, дающее свет и жизнь каждому уголку, каждому существу, обогревающее, вдохновляющее, щедрое и величественное.

Сколько набросков, эскизов запечатлело это удивительное место, сколько горок обхожено для того чтобы найти лучший ракурс, лучшее освещение, лучшее время года для того, чтобы передать неповторимую красоту этого божественного места. Так несколько лет зачиналась, вынашивалась и рождалась эта картина как приношение величественному месту и всей природе Алтая, дающее вдохновение и радость творчества всем, в ком хоть сколько-нибудь живет чувство прекрасного и умение быть благодарным. Чувством любви и благодарности, стремлением к совершенству, заложенному в самой природе бытия – вот чем мы, человечество, можем ответить Земле, Солнцу, всему миру. Символическое выражение этой идеи и звучит в фигурах мужчины и женщины в едином порыве устремленных к жизни, к свету, к Солнцу.


Основу следующего раздела «Русский космизм» составили композиции, созданные на Алтае. Их сюжеты тоже навеяны необычностью этого места. Сюда съезжаются представители самых разнообразных религий и конфессий, поклонники и последователи различных теорий, верований, философий с разных уголков нашей страны и из-за рубежа. Да и сами местные жители необычны – алтайцы, исповедующие шаманизм, старообрядцы (кержаки), принесшие с собой на Алтай «старую» веру, в которой много сохранено от ведической традиции славян, особенно почитание природы, и современные православные христиане. Конечно, весь этот сплав мыслей и мировоззрений, легенд и преданий повлиял на творчество Лилии Александровны, вдохновил её на создание композиций, связанных с представлением человечества о начале времён и развитии человека и вселенной.

«Смена эпох», ткань, нить «макей», 100х60, 1999 г.

В этой композиции отразилось представление разных народов о конце света или, другими словами, смене эпох – эпохи Рыб на эпоху Водолея, а также современные знания о космосе, которые дали нам учёные. Работа порождает очень много вопросов у зрителей. Лилии Александровне приходиться рассказывать о Космосе, легендах и мифах человечества, показывать, через какие символы в работе отражается то или иное космическое событие. Так уходящая эпоха отражается в символическом изображении уплывающей Рыбы, а наступающая эпоха – в виде ракушки, из которой льются новые обновляющие потоки воды или энергии. Здесь отображены и символы Земли, планет и других космических объектов. Всё это обрамляет змея – символ бесконечного, вечно обновляющегося времени. Каждый зритель воспринимает эту работу по своему развитию и пониманию, но никого она не оставила равнодушной.

Работа была создана в преддверии наступления 2000 года, когда всё человечество жило ожиданием конца света, хотя до конца света в нашей Солнечной системе должны пройти ещё многие миллиарды лет. А вот смена эр, эпох, когда будут изменяться многие параметры нашего существования на Земле и в Космосе, она не за горами. По некоторым оценкам это произойдёт через 200-500 лет, когда точка весеннего равноденствия окажется в созвездии Водолей. Именно тогда и наступит эпоха Водолея. Сейчас же начался переходный период, процессы перестройки уже идут.


«Круг Зодиака» , ткань, нить «макей», каркас, 115х115, 2010 г.

 

Композиция в сложной технике объёмного плетения с элементами аппликации. В основу композиции легли  работы Лилии Александровны с детьми, когда она для них придумывала и конструировала объёмные фигуры зверей, являющихся символом того или иного года по восточному календарю. Когда собрались все представители Зодиака, пришли идея и композиция этой работы. Очень нравится зрителям, каждый хочет поближе рассмотреть символ года, в котором он рожден.

Интересно, что название того или иного года определяется по положению планеты Юпитер в определённом зодиакальном созвездии.  Например, в год  Мыши (Крысы) Юпитер находится в созвездии Стрелец, в год Лошади — в Близнецах,  в год  Зайца (Кота) — в Рыбах, а в год Петуха — в Деве. Эти четыре года соединены в крест, так называемый фиксированный крест, через который идут определённые энергии.  В год Мыши Юпитер двигается по созвездию Стрельца, и через Юпитер на Землю идёт воздействие центра Галактики — мощная энергетическая подпитка. Солнце в этом месте находится с 22 декабря по 20 января, а из созвездия Близнецы этот поток устремляется на край Галактики. Из созвездия Девы идут в нашу Галактику энергии суперскопления галактик, собранных в додекаэдр. Эти Галактики намного старше нашей, поэтому оттуда идут знания о нашем будущем. Юпитер в этом созвездии находится дальше всего от Солнца, общество (через которое работает Юпитер) магнетически наполняется знаниями.  В созвездии Рыбы Юпитер, наоборот,  находится ближе всего к Солнцу, а стало быть и к Земле. Поток энергий, идущих из созвездия Девы,  в Рыбах покидает нашу Галактику, двигаясь в сторону галактик Большого и Малого Магеланновых Облаков.

Фиксированный крест в пространстве — ось общественного напряжения, так как в созвездиях, его образующих, находятся главные годовые точки — точки  равноденствий и солнцестояний. В Рыбах находится точка весеннего равноденствия — Солнце бывает там  20-21 марта. В Деве — осеннее равноденствие, Солнце приходит к этой точке 22-23 сентября. Солнцестояние зимнее наступает 21-22 декабря, а летнее — 21-22 июня. Эти знания и послужили отправной точкой для создания композиции в таком виде — круга зодиакальных созвездий, по которым 12 лет путешествует самая большая планета Солнечной системы и символически изображённых потоков космических энергий. В центре композиции конечно же наше Солнце, пронизывающее своими лучами всё пространство нашей Солнечной системы.


 

«Дракон», ткань, нить «макей», 42х115, 2011 г.

Объёмная композиция, выполненная в технике плетения ниткой «макей». Приближение 2012 года – года Дракона по восточному календарю, вдохновило меня на создание символа этого года.

В какой-то мере эта работа стала продолжением «Круга Зодиака». Год Дракона символизирует прохождение планеты Юпитер по созвездию Овен. Солнце находится в этом созвездии каждый год с 19 апреля по 14 мая, а это пробуждение природы, нарастание активности Солнца, начало весны. Хотя созвездие Овна по сравнению с другими зодиакальными созвездиями маленькое и неприметное, но воздействие от него сильное и огненное. Оно входит в квадратуру кардинального креста и работает через простых людей. Из всех созвездий огненной стихии (вместе с Овном туда входят созвездия Лев и Стрелец) Овен – наиболее подготовленный к проявлению огня среди людей. Этот огонь должен обязательно разряжаться, потому людям, рождённым под созвездием Овен необходимо применение в социальной среде. Наверное, поэтому год Дракона проявляет власть государства – земную власть, и особо почитается в Китае, как символ могущества.


 

"Земля наш космический дом" 36х80. 2013г.

1. «Земля наш космический дом», 36х80, 2013г.

"Наследие предков" 140х80. 2013г.

2. «Наследие предков», 140х80, 2013г.

3. "Любовь рождающая миры". 36х80. 2012г.

3. «Любовь рождающая миры», 36х80, 2012г.

 

 

4. "Человек в космосе и Космос в человеке", 213х80, 2012г.

4. «Человек в космосе и Космос в человеке», 213х80, 2012г.

5. "Возрождение", 36х80, 2012г.

5. «Возрождение», 36х80, 2012г.

 

«Эволюция. Развитие человечества» из 5 частей, ткань, фатин, кружево, шёлковая нить, синтетическая нить, шерсть, металлизированная нить, капрон, ирис, 460х80, 2012-2013.

Краткое описание композиции «Эволюция. Развитие человечества»

Она отображает этапы возникновения, становления и устремление в будущее нашей земной цивилизации людей. Художник попытался донести до зрителей свою концепцию создания и строения мироздания, сложившуюся из полученных знаний как научного направления, так и мифов, легенд и религий разных народов мира, в основном славян и тюрок, давно и дружно проживающих на территории Руси-России.

Первая часть композиции «Земля – наш космический дом».
Перед нами – планета Земля. Это не просто тело, обращающееся по своей орбите вокруг Солнца. Нет, она – полноправный член Солнечной системы вместе с другими планетами. Ближе к Солнцу – быстрый Меркурий. Чуть дальше – великолепная Венера в густой вуали плотных облаков. Рядом с Землей неразлучная её спутница Луна, испускающая древний ультрафиолет, следом – Марс в песчаных барханах, пересечённый загадочными каналами. Пояс астероидов – как память о днях творения, сохраняющий солнечное тепло для планет земной группы. А за ним – величественные гиганты, эфирные планеты: Юпитер в кружевах своих затейливых облаков, строгий Сатурн, несущий впечатляющие кольца, и таинственный Уран, шествующий по своей орбите, лежа на боку. Всё пространство пронизано волнами энергий: солнечный ветер, магнитное поле Земли, галактические лучи, фоновое космическое излучение, непознанная тёмная материя… И в этом величественном мире – наш космический дом – Мать-Земля живая, дышащая, прекрасная, дающая нам, её детям, возможность жить, учиться, любить, творить.

Вторая часть композиции «Наследие предков».
Перед нами предстаёт детство человечества, дошедшее до нас во многих археологических памятниках.
По поверьям многих народов дух человеческий много раз приходит на Землю. Устремляясь к своей родине, он проходит все планетные сферы, собирая с них необходимые качества для решения задач каждого воплощения. Древние знали, как оградить душу ребёнка от влияния тёмных сил. Много оберёжных символов окружало человека, как в момент рождения, так и всю его жизнь. И даже смерть человека, представляемая древними как ворота в другой мир, тоже имела свою защитную символику. Различные тотемные звери связаны были с космическими объектами и берегли племена и народы: и величавый лось (у северных народов созвездие Большая Медведица), и гордый олень (житель верхнего мира у хакасских и алтайских шаманов), и горный козёл (покровитель смелых, добрых и щедрых людей – вспомните Серебряное копытце Бажова). Из глубины веков пришло к нам почитание огня, как живительной и охранной силы. Предки почитали равновесие, как основу существования этого мира. Добро и зло, свет и тень, проявленный мир и мир невидимый – переплетаясь, входили в жизнь каждого человека. Божественная энергия мира «горнего» через прародину всех народов – гору Меру, перетекала в мир человеческий, напитывая живительной силой все великие цивилизации. Используя принцип Золотого сечения, строились древние памятники – свидетели величия разума и духовной мощи наших предков. Наследие, оставленное ими, до сих пор нами до конца не понято и не осознано. Оно и в петроглифах Алтая, и в городище Аркаима, и в мегалитах Стоунхенджа, и в статуях острова Пасхи, и в сфинксе и пирамидах Египта и других древних артефактах. Сегодня пытливое человечество, изучая это наследие, делая научные изыскания в различных отраслях знаний, заново открывает для себя наш древний мир. И современные представления учёных удивительным образом перекликаются с верованиями и воззрениями наших предков на природу человека и Космоса.
В центральной части композиции изображение Земли, обрамлённое Лебедем и Орлом – покровителями и символами древней Руси (Лебедии) и современной России. Изображение лебедя археологи находят по всему миру, но особенно много находок на территории современной России. Так на палеолитической стоянке Мальта в долине реки Ангара обнаружено большое количество подвесок в виде летящих лебедей. По расчётам археологов возраст подвесок 15 тысяч лет. А в этот период звезда Вега сменила звезду Дельта созвездия Лебедь в роли полярной звезды. Значит, наши предки поклонялись полярной звезде из созвездия Лебедь задолго до открытий современных астрономов. В знаменитых Пазырыкских курганах были обнаружены войлочные фигуры лебедей, на Среднем Урале при раскопках первобытной стоянки найден древний ковш в виде лебедя, на Онежском озере до сих пор видны петроглифы, изображающие этих гордых и красивых птиц. Вспомним и Царевну Лебедь, воспетую Пушкиным, олицетворяющую древнее светоносное божество русской и славянской мифологии, неразрывно связанную с Космосом: «Днём свет белый затмевает, Ночью землю освещает, Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит». Лебединый образ русский человек впитывает с молоком матери. И слова поэта: «О Русь, взмахни крылами!» рисует нам образ России – Царевны Лебедь. А образ орла, ставший геральдическим символом России в XV веке при Иване III, восходит своими корнями к древнему символу Солнца – соколу. Сокологоловыми были древние боги руссов (славян): Солнцебог Хорс, бог огня и света Рарог, а само Солнце именовалось Ясным Соколом. Крылатые покровители России продолжают и поныне гиперборейскую традицию летающих людей, символические изображения которых уносят нас к древним знаниям.
В правом нижнем углу – находка, обнаруженная при раскопках «русской Трои» – Аркаима. Это фигурка нашего древнего предка, устремившего задумчивый взор в небо, в Космос. Вера в небесно-космическую предопределённость человеческой жизни на всех её этапах всегда была присуща нашим мудрым предкам. Это завет нам, современным детям Земли, познать Космос, жизненность космических сил, взаимопроникновение и взаимовлиячние их и жизни человеческой. Не зря в Библии сказано: «Что на верху, то и внизу». Познавая себя, мы познаём великий Космос, познавая Космос, мы познаём себя.
Третья часть композиции «Любовь, рождающая миры».
Фигуры юноши и девушки в созидательной любви устремлены в будущее. Это – дополняющие друг друга силы – мужская и женская, строители цивилизаций, планет, звёзд, галактик и самой Вселенной. Творящая мощь двух начал поддерживает жизнь всего мироздания.
Стремление к любви – это стремление к красоте, к гармонии. Любовь подарила миру прекрасные творения человеческого гения. В сущности именно она цивилизовала человечество. Истинная любовь ведёт человечество к совершенствованию и познанию Творца, недаром древнеславянское прочтение слова «любовь» звучит, как «люди бога ведают». Только в таком понимании любовь поднимает человека на божественный уровень и даёт возможность дальнейшего эволюционирования во времени и пространстве, очерченном проявленной Вселенной. Что же говорить о мирах высших, где любовь главенствует безраздельно.

Четвёртая часть композиции «Космос в Человеке, Человек в Космосе»
Она начинается темой объединения народов под водительством Учителей – посланников Божьих, которые не различают людей по национальностям, а лишь помогают найти каждому наиболее эффективный способ раскрытия своего потенциала в следовании по пути Прави. Только объединившись единой божественной идеей и знаниями, человечество сможет продолжить дальнейшее поступательное развитие земной цивилизации.
Образ черепахи, символизирующий долгожительство, терпение и мудрость, защищает и оберегает растущее человечество.
Когда-то давно наше Солнце, как установили сейчас астрономы, вылетело из области созвездия Телец (Бык). Проделав трудный и опасный путь, создав и сохранив свою планетную систему, Солнце, а значит, и наша Земля, двигается к галактике в созвездии Андромеда. Эта тема отобразилась в фигурах Андромеды и Персея, летящих в космическом пространстве и венчающих верхнюю часть композиции. Старшая сестра нашей галактики – Туманность Андромеды, а человечество, как герой Персей, вдохновлённый божественной красотой Андромеды, совершает подвиги и устремляется за ней. В этом движении человечеству предстоит трансформация – оно «перейдёт в лучистую форму высокого уровня, станет бессмертным во времени и бесконечным в пространстве. Так возникнет лучистое человечество» (К. Э. Циолковский). Рождаются новые люди, которые начинают восхождение к новым вершинам человеческой эволюции. Потому так важна новая гармоничная семья, где все – сотрудники и соратники в этом непростом и важном деле: стать Человеком – полноправным членом космического братства.
Устремление человечества в космос символизирует ракета – символ выхода человечества в открытый Космос, который стал ближе и понятнее благодаря науке. Человечество мечтает о звёздах и путешествиях к дальним мирам. Через познание Космоса человек познаёт себя. У древних греков не было отдельного слова, обозначающего человечество. И человечество, и Вселенная носило одно название — «Космос» (вспомним, по-древнегречески народ — «осмос»). Движение ракеты в пространстве, заполненном различными объектами дальнего Космоса, подобно познающему человечеству, расширяющего свои познания о Вселенной.
Объекты и процессы, происходящие во Вселенной вошли в нашу жизнь и стали её неотъемлемой частью. Это и Змей, олицетворяющий тёмную материю, недавно открытую учёными и дающую основу для проявления света божественной гармонии, творящей Мир;
Туманность «Замок Орла» в созвездии Змееносец, под прикрытием которой идёт процесс формирования молодых звёзд;
Спутник Юпитера – Европа, на которой состав воды, обнаруженной астрономами под слоем льда, покрывающим её поверхность, полностью идентичен земной воде;
Взрыв сверхновой – начало звёздообразования, в процессе которого в одном из рождающихся миров тоже когда-нибудь появится своя Земля;
Великолепная эмиссионная Трехдольная туманность (Трилистник) в созвездии Стрелец, так похожая на наш человеческий мозг.
И всё это разнообразие возникает, существует и трансформируется, подчиняясь законам цикличности. Кол (коло, круг) – у разных народов символ точки, вокруг которой вращается мир: рождается, развивается и умирает, давая жизнь новой нарождающейся системе. Так в Космосе, так и в жизни человека. Вечный переход, вечный танец.
В этом физическом космосе существует и его духовная составляющая, которая отобразилась в мифах и легендах всех народов – творящие начала: Отец, Творец, Бог, Всевышний, Высший Разум Вселенной и Мать всего Мироздания – материальная основа Вселенной, с Всевышним они неразделимы и вездесущи. И совсем не важно, как они называются – разные народы дали им разные имена, но суть их во все времена неизменна. Всевышнему и Матери подчинены системы иерархий, символически изображённые творящие космические силы, которых народные предания одели в белые одежды и назвали богами, архангелами, героями. Они тоже когда-то были людьми, но претерпев эволюционное развитие, теперь все работают в тесном согласии и сотрудничестве, помогая созреванию человечества.
Внизу символически изображено начало акта творения – точка, из которой развёртывается проявленная Вселенная, творятся миры и само человечество. Это – священный Крест схождения Духа по вертикали для осознания и совершенствования в горизонтали проявляемой им Материи.
В образе созвездия Орион – охранителя Земли нашло своё отражение открытие астрономов местоположения нашей Солнечной системы, которая находится в рукаве этого созвездия, относительно спокойном участке космоса, где практически нет опасных космических объектов – чёрных дыр, взрывающихся звёзд, летящих осколков погибших миров.
Заканчивает эту часть образ ребёнка с голубем в руках – как символ обновления человечества, его устремление в прекрасное будущее. «Будьте как дети, и Царствие Божие откроется вам».

Заключительная пятая часть композиции «Возрождение»
Она изображает следующий этап земной цивилизации. Поумневшие и повзрослевшие души человеческие, пройдя очищение в невидимом мире, вновь возвращаются в объятия матушки Земли, светлой, радостно встречающей своих повзрослевших детей. И сама она переживает обновление под лучами новой полярной звезды Вега. Это – самая яркая звезда созвездия Лиры, которая входит в пятёрку самых ярких звезд ночного неба Земли, в Северном полушарии даже в тройку. Она может быть видна почти в любой точке мира, кроме Антарктиды и самого юга Южной Америки. Вега была и будет одной из ярчайших звёзд неба, притом в будущем её блеск вырастет. В результате прецессии Земли — примерно через 12 тысяч лет — Вега станет полярной звездой Северного полушария. Её образ запечатлён в правом верхнем углу композиции.
Для воплощения такого масштабного замысла пришлось воспользоваться компетентной помощью человечества, отражённой в книгах. Вот лишь небольшой перчень использованной литературы:
1. Дубкова С.И. Волшебный мир звёзд. Энциклопедия тайн и загадок Вселенной. – М: БЕЛЫЙ ГОРОД, 2003. – 224 с.;
2. Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х т. /Гл. ред. С.А.Токарев. — М.: Рос. энциклопедия, 1994. – Т.2. К – Я. – 719 с.: ил.;
3. Энциклопедия для детей. Т.6. Ч.1. Религии мира. – 3-е изд., перераб. И доп./Глав. Ред. М.Д. Аксёнова.- М.: Аванта+, 1999. 704 с: ил.
4. Космос /Д.Радзини; Пер. с итал. Н.Лебедевой. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2002. – 320с.: с ил.;
5. Атлас звёздного неба. Все созвездия Северного и Южного полушарий с подробными картами/ А.А. Шимбалев; Под ред. И.А.Малевича. – Мн.: Харвест, 2004. – 320 с.: ил.;
6. Атлас звёздного неба / Сторм Данлоп; пер. с англ. М.Я.Рутковской. – М.: АСТ: Астрель, 2007. – 224 с.: ил.;
7. Акбулатов С.Г. Астрология циклов. «Будущее творите сегодня». – Красноярск: ПК Sitall, 2012. – 608 с.;
8. Аркаим: Исслед. Поиски. Открытия / Науч. Ред. Г.Б.Зданович; Сост. Н.О.Иванова. – Челябинск: Творч. Об-ние «Каменный пояс», 1995. – 224 с. – (По страницам древней истории Южного Урала);
9. Щеглов П.В. Отражённые в небе мифы Земли. – М.: Наука. Гл. ред. Физ-мат. лит., 1986. – 112 с.;
10. Вуд Дж. Солнце, Луна и древние камни: Пер. с англ./ Перевод П.С.Гурова; под ред. И с предисл. А.А.Гурштейна; с послесловием В.В. Казютинского. – М.: Мир, 1981. 269 с. с ил.;
11. Коллинз Э. Мистерия созвездия Лебедя. (пер.с англ. Ю.Гольдберга). – М.: Эксмо, 2008. – 480 с.: ил. – (Тайны древних цивилизаций);
12. Демин В. Тайны русского народа. В поисках истоков Руси. – М.: Вече, 1997. – 560 с. (Великие тайны);
13. Асов А.И. Звёзды древних славян. – М.: Вече, 2008. – 384 с.;
14. Асов А.И. Славянские боги и рождение Руси. – М.: Вече, 1999. – 544 с. («Великие тайны»);
15. Мифы в искусстве старом и новом. Историко-художественная монография (по Рене Менару). – СПб.: Лениздат, 1993. – 384 с., ил.
16. Петухов Ю. Первоистоки русов. – М.: Эксмо: Алгоритм, 2011. – 464 с.

 

История создания.
Идея этой картины родилась… во сне. Вот как описывает эту историю сама Лилия Александровна. «Совсем неожиданно с 31 декабря 2010 года на 1 января 2011 года перед самым пробуждением я вижу сон. Я поднимаюсь на второй этаж пятиэтажного здания и с лестничного марша вхожу в небольшое помещение. Какие-то древние керамические сосуды на подиумах наводят на мысль, что это – выставочный зал. В подтверждении этого на трёх его стенах я вижу композицию в серебристых тонах, расположенную непрерывной лентой с четырьмя небольшими вставками, на тему эволюции. Она доходит до балкона, расположенного с четвёртой стороны зала, и переходит в дорожку на ступеньках. Я не выдерживаю, опускаюсь на колени и, наклонившись, хочу лучше рассмотреть неповторимо красивое, сложное плетение. Плетение выглядит то обыкновенной рогожкой, то неожиданно переходит в сложнейшие, чем-то напоминающие так называемый «узел Жозефины» (один из самых сложных узлов в технике макраме), но ещё сложнее и несравненно красивее. Узлы нескончаемо переходят в новые необычные переплетения, композиционно законченные и продолжающие формировать новые варианты и сочетания нитей. Ничего подобного я никогда раньше не видела. Восхищению моему нет предела. Потом отдельно показывают обнажённую влюблённую пару, в едином порыве летящую по диагонали вверх.
Проснувшись и извинившись перед своими гостями, которые в это время ночевали у меня, за то, что не даю им спать, быстро рисую композиционный набросок на тему эволюции, который в тот момент приходит мне в голову. Центральной частью композиции становится достаточно точное повторение изображения увиденной во сне влюблённой пары.

Карандашный эскиз к работе "Эволюция. Развитие человечества"

Карандашный эскиз к работе «Эволюция. Развитие человечества» 1,3 и5 части

Меня переполняет необычное ощущение. Я осознаю, что эта та работа, которую мне необходимо делать сейчас. Но как сделать эту огромную ленту? Приходит решение – разбить композицию на пять частей. Три части, как организующие пространство композиции, сделать одинаковыми по размеру, а размер двух других будет определяться в зависимости от сюжетного содержания. Исходя из сложившейся данности моей жизни (в деревне очень ограничен набор материалов, да и источник финансирования не слишком велик – моя пенсия), тот серебристый тон, который был явлен мне во сне, я повторить не смогу, а потому, следуя логике содержания, понимаю, что буду делать её чёрно-белой. Чёрно-белая гамма с большим количеством полутонов наиболее полно сможет отобразить Космос во всём его разнообразии. Теперь встал вопрос – в какой технике работать? То плетение, которое я видела во сне, недосягаемо сложно, и такой техникой выразить тему эволюции не хватит и целой жизни. Отсюда пришло и техническое решение – делать композицию в сложной технике с использованием объёмной аппликации, вышивки, плетения в различных комбинациях, причём большая часть должна быть выполнена именно в технике плетения. Но реальность внесла свои коррективы, плетению была отведена вспомогательная роль. В конечном счёте, не только художник делает своё творение, но и само творение ведёт своего создателя, поэтому композиция получилась такой, какой она и должна была стать.
Два года ушло на создание такого масштабного творения. Да это и не удивительно, ведь в этом процессе надо было не только работать с формой и техникой, но и детализировать сюжетную линию, обращаясь и к научной литературе, и к эпосу народов мира, словом, пришлось достаточное количество времени потратить и на смысловое наполнение заданной темы. Поэтому работать было чрезвычайно интересно и очень ответственно».

Именно эта композиция стала тем решающим событием в творческой жизни Лилии Александровны, которое сподвигло эту необыкновенную женщину в уже достаточно преклонном возрасте организовать в небольшой пристройке своего дома (летняя веранда и кладовая) Выставку, которая с 2013 года стала работать летом (с конца мая по конец сентября). Причём сделано это было только при помощи народа — почитателей её таланта, которые помогали чем могли, кто деньгами, кто своим трудом. Даже её односельчане, для которых Лилия Александровна, зная их нелёгкое материальное положение, готова проводить экскурсии совершенно безвозмездно и без всяких просьб о помощи, и те старались ей помочь, чем могли. Никакие государственные органы ни Республики Алтай, ни Усть-Коксинского района не нашли возможностей для помощи в организации и функционировании этой Выставки. Но это уже совсем другая история, о которой более подробно мы расскажем в других разделах нашего сайта.

 


«Вега»

«Вега», из 2-х составных частей: первая – размер 106х102 (см), вторая – 161х161 (см), 2015 г., ткань разных фактур, фатин, капрон, тесьма, стразы, нити: белый шелк, ирис хлопчатобумажный и металлизированный.

Обращение к символическому образу звезды Вега – одно из продолжений тем, которые впервые прозвучали в других работах – в «Космическом Лебеде» как прозрачный тонкий намек, в «Эволюции» – как вплетенный в сюжетную линию явный образ, пока скрытый от нас покровом космического пространства.

Летом во всей красе, сияя на бархате ночного неба как драгоценный сапфир, она вновь и вновь притягивала к себе взгляды, звала и манила своим неземным светом. Имеющиеся о ней знания, полученные в последнее время астрономами, еще больше привлекали к ней внимание. По словам ученых, Вега – самая важная звезда после Солнца, она изучена больше всех остальных звезд, и это неудивительно: из самых ярких звезд только она одна расположены ближе всего к Солнцу. Самая первая фотография звезды – это фотография Веги. Она стала первой звездой, до которой было определено расстояние новым самым современным методом измерения. Ее светимость принята за эталонную. Из всех звезд, которые когда-то были и будут полярными, Вега самая яркая – через тринадцать тысяч лет она вновь займет центральное место небосвода, оказавшись на его северном полюсе. Ее относительно небольшой возраст, малая металличность, очень быстрое вращение (в 100 раз быстрее Солнца), возможное переменность ее блеска, наличие вращающегося вокруг нее диска из пыли и газа, излучающего в инфракрасном спектре – портрет получался восхитительным! Вновь и вновь ее звездный лик манил и завораживал, рвался из глубин сознания, требовательно заставляя искать образы, символы и знаки своего вхождения в проявленный мир искусства.

Что же может быть аналогией, символом этой удивительной звезды? Ответ очевиден – молодая красивая девушка, таинственная и загадочная, притягивающая и манящая, в танце рассыпающая мириады искорок, разлетающиеся как светлячки в глубины космоса. Совсем скоро по космическим меркам она подлетит ближе, и тогда вуаль, скрывающая ее загадки, тайны и ребусы, на мгновения приоткроется, и человечество увидит ее неповторимый лучезарный взгляд и прекрасное чело, заново откроет для себя вечно юную Вегу.


«Медитация»

«Медитация», 78х101 (см), 2016 г., ткань разных фактур, фатин, капрон, тесьма, стразы, пайетки, нити: белый шелк, ирис хлопчатобумажный и металлизированный.

Слово «медитация» давно стало привычным и часто употребимым. Медитацией занимаются для релакса, для здоровья, для бизнеса, для усиления состояния благополучия – да для массы всего – чего только не придумает изощренный человеческий ум.

Алтай же дает возможность испытать совершенно другую медитацию. Пространство, окружающее самую высокую точку Сибири – Белуху, настраивает на возвышенный лад, вслед за сияющей горой, парящей над хребтами, устремляет к заоблачным высотам. Ведь по верованиям алтайцев Белуха – это земное проявление высшего божества небесного пантеона Уч-Сумер. Алтайцы считают Белуху прибежищем грозных, могущественных сил и боятся приближаться к своей святыне. И только белому шаману открывается дорога для постижения смыслов и явлений, которые находятся в приближении небесного владыки.

Ее вершины никогда не обнажаются, всегда покрыты белоснежными сверкающими снегами. Символом чистоты и величия парит она над Уймонской долиной, озаряя и наполняя все вокруг своим небывалым светом. Находясь почти в центре Азии, она равноудалена от всех четырех океанов: Индийского, Атлантического, Северного Ледовитого и Тихого, что делает ее центральным вершинным объектом самого большого материка. Именно здесь концентрируется максимальное давление воздушных масс, закручивающих потоки ветров в восходящую спираль. Три вершины, как три антенны направлены в глубинные просторы Вселенной, отдавая вибрации Земли и принимая космические – гора является мостом между мирами, рядом с ней возможны трансцендентальные полеты и путешествия.

Отрешившись от суеты, настроившись на ее высокую вибрацию, войдя в определенное состояние можно открыть тайны небесные, достичь той точки, где сливаются в единое: Космос, Галактика, Солнце, Солнечная система, Дух, Душа и Человек, который объемля все, постигает божественное совершенство мироздания.


«Дар»

«Дар», 116х49 (см), 2017 г., ткань разных фактур, фатин, капрон, тесьма, стразы, пайетки, нити: белый шелк, ирис хлопчатобумажный и металлизированный.

Представьте на минуту – вы выходите из дверей деревенского дома, чтобы набрать дров, и попадаете в другую реальность. В пространстве бескрайнего неба открывается портал, откуда возникает НЕЧТО – сверкающее, ослепительно прекрасное, исторгающее импульсы энергии, превращающиеся в огненные сферы, как будто кто-то надувает огромные радужные пузыри, не разлетающиеся вслед за ветром, а вкладывающиеся друг в друга. Они растут, заполняя собой полнеба, а из центральной точки вверх и вниз начинает бить поток ослепительно золотого света: пронзительным лучом врезаясь в небесную высь и осыпая мириадами сияющих капель благодатную землю, отражаясь и дробясь в блистающих сферах гигантских пузырей. Чаша, хранящая небесный огонь – вечная муза и место священного действа, Уймонская долина, окруженная синими волнами застывшего в древности огня – двумя хребтами Катуньским и Теректинским, замыкающими в тающей дали свой священный круг. Их место встречи тоже точка перехода, но пространства земного, текущего навстречу гравитационным волнам, приходящим с Востока и катящимся к Западу. А из центральной точки все продолжает изливаться этот дивный свет, играя сполохами крылатых радуг, которые разносят по миру волны божественной энергии. Нескончаемо льются потоки предвечного космического огня, разливаясь по миру, долине, маленьким домишкам, человеческим душам, зажигая, завораживая, закручивая бессмертной своей энергией этот вечный танец неизбывной неисчерпаемой жизни.

И сердце начинает пульсировать в какой-то неизъяснимой гармонии, магическом ритме, посылая в центральную точку свою благодарность и любовь, вдруг расширившуюся до огромных пределов, вбирая в себя все вокруг и широким лучом вливаясь куда-то внутрь, проходя бездонные глубины космоса и иные неизведанные миры, нанизанные как самоцветные бусины на невидимую связующую нить. Так, искра электрического тока, бегущая по проводу, в какой-то волшебный миг, трансформируясь, становится ослепительным лучом, освещающим заповедную тайну. Еще минута – и все откроется, завеса спадет… Напряжение становится немыслимо невозможным на грани потери сознания и кажется, что ты падаешь в самую бездонную глубину или взлетаешь в самую необъятную высь, сердце становится огромным и вмещает в себя весь яростный мир во всей его безбрежности…

Восторг чувств и взрыв эмоций, заполнивших душу, продолжают жить благодаря мастерству и совершенству техники настоящего Художника.

 


Лилия Александровна достаточно продолжительный период своей творческой деятельности совмещала с работой в системе дополнительного образования детей и юношества (в общей сложности – 14 лет), поэтому значительное количество её композиций посвящено детской тематике и направлено на воспитание подрастающего поколения в духе понимания искусства, как опоры для морального и эстетического развития подрастающего поколения, пробуждения и поддержке национального самосознания и патриотизма. Эта тема сейчас особенно актуальна и в государственном масштабе: государство заинтересовано в создании специальных программ для воспитания в детях этих качеств, являющихся основой независимости и процветания любого народа и государства. Поэтому можно сказать, что и Лилия Александровна — государственно значимый человек, потому как она помогает государству решать его задачи.

Композиции, в которых отражены все эти направления, вошли в третий раздел Выставки — «Радуга детства«. Это и новые композиции, которые созданы в алтайский период творчества Лилии Александровны, и достаточно большое количество композиций прошлых лет, вызывающих неизменный восторг у маленьких посетителей Выставки, которые были сделаны учениками Лилии Александровны.

 

«Трактор. Алтай и Россия вместе» каркас, нить «макей», ткань, вся композиция 57х30х20, 2007 г.

«Трактор. Алтай и Россия вместе», каркас, нить «макей», ткань, вся композиция 57х30х20, 2007 г.

Трактор выполнен в объёмной технике плетения. В создании кукол применена смешанная техника, в которой использованы традиции изготовления кукол старообрядцами Уймонской долины в соединении с современными тенденциями декораторского искусства. Работа посвящена 250-летию присоединения Алтая к России. Фигуры русского и алтайца в национальных костюмах, держащих в руках плакат с надписью «Республика Алтай», символизируют единство жителей Горного Алтая, их славное прошлое и прекрасное общее будущее. Основная идея композиции — сила Алтая в единении народов, живущих и работающих, как одна большая семья.

Дети в восторге от этой работы. Где бы и когда бы она ни выставлялась, всегда собирает большое количество ребят, которые с упоением рассматривают её, особенно трактор. Да и взрослых мужчин не оставляет равнодушными такая точность в передачи образа их верного железного коня.


«У околицы» , ткань, нить «макей», ветки, 60х60, 2007 г.

«У околицы» , ткань, нить «макей», ветки, 60х60, 2007 г.

Композиция в технике объёмной аппликации с элементами плетения, навеянная извечными деревенскими мотивами: лето, девушка в венке из полевых цветов, ожидающая у околицы любимого


 

 

«Равновесие», ткань, нить «макей», каркас, 50х100, 1996 г.

«Равновесие», ткань, нить «макей», каркас, 50х100, 1996 г.

Композиция выполнена в технике «макраме», интересна своей уравновешенностью и гармоничностью, что нашло отражение в её названии.

Прекрасный образчик примера чистой техники макраме. Интересна для понимания трансформации техники и идейного наполнения композиций в процессе развития личности художника и его стиля. Уже в этой работе присутствует намёк на некоторый трансцендентализм и медитативный настрой в концентрации на достижение спокойного гармоничного состояния. Интересно обыгран мотив двойного креста, где наложенный цветок с вписанным в него квадратом играет роль косого креста. Символизм спрятан в обычный мотив, часто используемый в макраме.


Мы хотим познакомить вас с  работами, сделанными ученики Лилии Александровны под руководством и с помощью мастера: или в идеях, или в конструирование, или в композициях. Лилия Александровна говорит о них: «Все эти работы создавались для детей, вместе с детьми, и именно на них дети всегда особенно откликаются. Девочки вдохновляются, рассматривая эти работы, которые выполнены их сверстницами».

«Пейзаж в зимнем окне», ткань, шёлковая нить, 67х72, 2005 г.

«Пейзаж в зимнем окне», ткань, шёлковая нить, 67х72, 2005 г.

Четырехчастная композиция, изображающая окно. В окне виднеются домики и церковь зимней деревушки с ночным небом, на котором сияют снежинки, звёзды, и месяц. Импровизированное окно подвешено к импровизированному наличнику, с которого свисают ледяные сосульки. В создании композиции использованы кроме техники «макраме» и кружевоплетения и элементы вышивки, очерчивающие ландшафтные контуры, которые придают композиции графическую завершенность.


 

One Comment

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *